22-23 марта 2014 года кафедра зарубежной литературы филологического факультета ННГУ провела VI Международную молодёжную научно-практическую конференцию «Литература и проблема интеграции искусств» в соответствии с приказом ректора о проведении в первом полугодии 2014 года всероссийских и международных конференций и школ для научной молодежи в рамках реализации Мероприятия 3.2.1. Программы повышения конкурентоспособности ННГУ (Приказ №34-ОД от 05.02.2014).

Тема конференции 2014 года была сформулирована как «Синтез «высоких» и «низких» жанров в искусстве» и актуальность ее обусловлена тем, что разделение жанров на «низкие» и «высокие» характеризовало еще искусство Античности, Средних веков и Классицизма. А с XVIII века в европейском искусстве начинается жанровая интеграция, которая позволяет комбинировать средневековые фарсы и фаблио, низовые жанры барокко, плутовской и пикарескный роман, куртуазно-эротический роман рококо, вампирическую готическую литературу, приключенческий морской роман, детектив, мелодраму и прочее с философским романом идей, психологическим романом воспитания, политической и религиозной литературой.

С одной стороны, мы наблюдаем процесс, описанный Ю.Тыняновым и Б. Томашевским: постоянное вытеснение высоких жанров низкими, которое происходит в двух формах: 1) полное отмирание высокого жанра (так умерли в XIX в. ода и эпопея XVIII в.; 2) проникновение в высокий жанр приемов низкого жанра, как, например, использование модели плутовского романа в «Мёртвых душах» Гоголя, детективных элементов в «романе идей» Достоевского и в «светском житии» «Остров» П. Лунгина. То же включение низовой литературы мы наблюдаем и в европейских образцах: в «Нескромных сокровищах» Дидро, в «Графе Монте-Кристо» А. Дюма, женском пикарескном варианте «Унесённые ветром», феминистском детективе «Девушка с татуировкой дракона». «Эти мелкие, «низшие» явления, бытующие в сравнительно малозаметных литературных слоях и жанрах, канонизируются крупными» авторами «в высоких жанрах и служат источником новых, неожиданных и глубоко оригинальных эстетических эффектов».

С другой стороны, мы видим включение высокого жанра в низкий, будь то интегрирование жития святого в революционный приключенческий роман «Как закалялась сталь», мутирование жанра вестерна в сторону философской притчи о самоопределении Америки, использование модели романа воспитания в волшебной сказке о «Гарри Поттере», построение интеллектуального пастиша в «Криминальном чтиве» Тарантино или метажанрового романа гиперссылок в паралитературе Б. Акунина.

Как видим, свободный диалог между массовым и элитарным искусством, между трэшем и арт-хаусом является постоянным признаком развития культуры, залогом её обновления, чему в немалой степени способствуют неординарные решения художников: «Приход «гения» – это всегда своеобразная революция, когда свергается господствующий доныне канон и власть переходит к подчиненным доселе приемам».

В задачу конференции входил анализ синтеза «высоких» и «низких» жанров в разных видах искусства: литературе, кинематографе, анимации, театре, цирке, опере, балете, рок-поэзии, видео-арте, перфомансах, компьютерных играх, книжной иллюстрации, дизайне, киноафишах, трейлерах, в жанрах печатной и телевизионной журналистики.

Программа конференции-Литература и проблема интеграции искусств-2014

Работа конференции продолжалась два дня, в первый из которых состоялась регистрация иногородних участников, которых после ожидала познавательная экскурсия по городу Нижнему Новгороду и круглый стол на тему «Экранизации и интерпретации: нонконформизм в картинах «Географ глобус пропил» А. Велединского и «Трудно быть Богом» А. Германа». Два ключевых фильма современного отечественного кинематографа вызвали активную дискуссию между участниками конференции, породив много интересных ассоциаций и заставив задуматься о глубинной проблематике обоих произведений кинематографического искусства.

 23 марта участников конференции ждала интересная и насыщенная программа — пленарное заседание было открыто деканом филологического факультета Ручиной Л.И. и заведующей кафедрой зарубежной литературы Шарыпиной Т.А. и включало четыре традиционных мастер-класса:

Первой выступила Черняк Мария Александровна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) с докладом «Современная литература и вызовы массовой культуры: к вопросу об авторских стратегиях».

Затем последовал доклад Юхновой Ирины Сергеевны, доктора филологических наук, доцента кафедры русской литературы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород) на тему «Судьба Лермонтова как сюжет массовой литературы».

Третьим взял слово гость из ШвецииЛинде Андерс Фабиан, доктор философии, преподаватель Уппсальского и Стокгольмского университетов (Швеция), прочитавший доклад на тему «Размышления над темой «Эллинизм как аналог современности» в философии XX-го века».

И, наконец, в завершение пленарного заседания выступила выпускница филологического факультета ННГУ Суслова Евгения Валерьевна, кандидат филологических наук, участник проектной группы Центра лингвистических исследований мировой поэзии Института языкознания РАН (Москва, Нижний Новгород) с темой «Визуализация ментальных процессов в массовом кино (на материале сериала «Шерлок»)».

После перерыва, во время которого участники и гости конференции могли обсудить проблемы синтеза «высоких» и «низких» жанров в искусстве, последовали секционные заседания:

  • Жанровые модификации в изобразительном искусстве.
  • Медиа-пространство: стратегии общественного высказывания.
  • Память жанра в кинематографе, или О границах арт-хауса.
  • Литература и кино. Поэтика экранизаций.
  • Элитарное и массовое в зарубежной литературе XIX – XXI вв.
  • О градациях «высокого» и «низкого» в зарубежной литературе ХХ-XXI вв.
  • Жанровые параболы в русской литературе.
  •  Литература в контексте теории литературной эволюции.