“Литература и проблема интеграции искусств” (24–25 марта 2023 г.)

“Литература и проблема интеграции искусств” (24–25 марта 2023 г.)

Уважаемые коллеги! Кафедра зарубежной литературы Института филологии и журналистики ННГУ им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород) и Научно-исследовательская лаборатория «Изучение национально-культурных кодов мировой литературы в контексте межкультурной коммуникации» приглашают студентов, магистрантов, аспирантов и молодых исследователей принять участие в ежегодной всероссийской научно-практической конференции «Литература и проблема интеграции искусств». Конференция пройдёт 24—25 марта 2023 года в очном формате с возможностью дистанционного подключения участников.

Конец XX века отмечен множественными трансформациями в системе гуманитарного знания, в том числе в той сфере, которая затрагивает изучение литературы и аналитических инструментов работы с текстом и текстуальностью. Модернистская установка на дисциплинарность, способствовавшая формированию отдельных областей филологических исследований, к середине прошлого века если не утрачивает актуальность, то, во всяком случае, подвергается существенному пересмотру и трансформации. Речь идёт даже не столько о росте междисциплинарных исследований, сколько о выработке новых подходов к исследованию проблемы текста, литературы как в рамках постструктуралистских и постмодернистских исследований, так и за пределами понятийного аппарата, сформированного данными подходами. Так, существенную роль в выработке нового понимания границ филологического исследовательского поля сыграли теория медиа, философия техники, когнитивистика, дискурс-анализ, кросс-медийная нарратология и др. С одной стороны, это привело к расширенному пониманию «текста» в рамках постструктуралистской теории знака и знаковых систем, что позволило включить в поле исследовательской проблематики не только печатные произведения литературы, но и кино, фотографию, радиопьесы, комиксы, графические романы, а на рубеже XX и XXI вв. — компьютерные игры, сериалы, подкасты, цифровую литературу и различные аудио-визуальные объекты мультимодальной и трансмедиальной природы. С другой стороны, сам аналитический инструментарий, выработанный в рамках исследования этих предметных областей, начинает расширять границы своей применимости, что и приводит к переходу от жёстких, заданных дисциплинарно, предметных полей к более подвижным межпредметным исследовательским полям, границы которых определяются не столько дисциплинарно или инструментально, сколько тематически (гендерные исследования, постколониальные исследования, исследования феномена памяти и травмы, исследования цифровых сред, исследования Антропоцена и т.д.). Всё это, в свою очередь, позволило заново поставить вопрос о границах искусства, синтетической природе художественного произведения и т.д., что непосредственно отражается и в динамическом обновлении языков описания — появляются такие понятия как интермедиальность, гипермедиальность, трансмедиальность, трансмодальность, мультимодальность, а также гипертекст, новеллизация, графический роман, визуальная новелла и т.д., если называть только некоторые из них. Все эти понятия, не будучи строго определены, становятся предметом полемики и дебатов среди исследователей с самым разным академическим бэкграундом, среди которых можно отметить Маршалла Маклюэна, Льва Мановича, Мари-Лор Райан, Джея Дэвида Болтера, Розалинд Краусс, Ирину Ражевски и др. Появляются новые направления и в самом искусстве, такие как афрофутуризм, биопанк, ксеноморфизм, научно-фантастическое фэнтези (science fantasy), тек-нуар (tech noir), ретрофутуризм и др.

Названные выше и многие другие, не проговоренные здесь, факторы формируют широкое проблемное исследовательское поле, обращение к которому представляется актуальным как в связи с необходимостью формирования новых языков описания, так и в связи с растущей необходимостью выработки новых методологических подходов. В рамках научно-практической конференции участникам предлагается осмыслить артефакты современной культуры и искусства в проблемнотематическом поле синтеза искусств, интермедиальной парадигмы и междисциплинарных исследований. К участию приглашаются исследователи с различным академическим бэкграундом гуманитарных и социальных наук (журналистика, литературоведение, лингвистика, история, киноведение, культурология, социология, политология, психология и др.), а также молодые исследователи, разрабатывающие междисциплинарные подходы и методы.

Работа конференции планируется в рамках следующих магистральных тем:

  • текст и проблематика аудиальности;
  • текст в поле визуальных практик;
  • текст в цифровом пространстве;
  • кинотекст и междисциплинарные исследования кино;
  • текстуальные аспекты исследования новых медиа;
  • теория междисциплинарных исследований культуры;
  • теоретические аспекты интермедиальности, трансмедиальности и мультимодальности.

В рамках работы научно-практической конференции предусмотрено проведение ряда мастер-классов для очных участников. По результатам работы планируется издание рецензируемого сборника статей, с последующим внесением в базу научного цитирования РИНЦ и размещением на сайте elibrary.ru. Требования к оформлению статей будут разосланы авторам лучших докладов в течение недели после окончания конференции.

Заявки принимаются до 5 марта 2023 года (включительно). Для участия в конференции необходимо заполнить форму по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScAKxZXERTZEpryZ9pwmRln9wszedne-RDDsH8XKLD4BUgZg/viewform

Программа конференции