Меньщикова Мария Константиновна

Должность                             профессор кафедры зарубежной литературы
Контактная информация Рабочий телефон: 8(831)433-82-45

e-mail: menschikova@flf.unn.ru

Ученая степень Доктор филологических наук
Ученое звание доцент
Количество опубликованных научных работ 80
Количество опубликованных учебно-методических работ 12
Преподаваемые дисциплины

 

Латинский язык;

Древнегреческий язык;

Античная литература;

История мировой (зарубежной) литературы XIX века. Часть 4 (романтизм);

История мировой (зарубежной) литературы XIX века. Часть 5. (реализм);

Литература древних цивилизаций;

Поэтологические доминанты классической и современной литературы Востока;

Зарубежная драма и театр XIX века;

История литературы страны основного иностранного языка (Французская литература);

Жанровая типология западноевропейской драматургии XIX в. (магистерская программа «Литература народов зарубежных стран»)

Музыкальный театр и литература (совместный курс с проф. Т.А. Шарыпиной, магистерская программа «Литература народов зарубежных стран»);

Мифологический сюжет и драма в контексте современности  (магистерская программа «Античная литература»);

Античный театр (совместный курс с проф. Т.А. Шарыпиной, магистерская программа «Античная литература»);

Римские авторы и основы художественного перевода (магистерская программа «Античная литература»);

Культура и литература стран  Восток)  (для направления «Зарубежное регионоведение» ИМОМИ).

Дата рождения 12.05.1981
Т

ма диссертации, год защиты

Кандидатская диссертация: Поэтика трагедии Фридриха Геббеля «Нибелунги» (Специфика конфликта и система образов), 2006 г.

Докторская диссертация: Жанровые доминанты немецкой драматургии 30-70 гг. XIX века в философско-эстетическом  контексте эпохи, 2019 г.

Область научных интересов древние языки; культура и литература древних цивилизаций; западноевропейская литература XIX века; германистика в контексте  исторической поэтики и сравнительно-типологического анализа; драматургия и театр XIX-XXI вв.; проблемы мифологизации в зарубежной литературе XIX-XXI вв., интерпретации мифологических сюжетов в разных видах искусства; проблемы жанровой типологии; рецепция античного наследия; изучение национальных кодов в мировой литературе и искусстве.
Основные из опубликованных научных работ
  • Миф и трагедия в «философии искусства» немецких романтиков // Филологические исследования: Сборник трудов, посвященный 75-летию М. А. Михайлова. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2005.
  • Конфликт свободы и необходимости в романтической трагедии // Романтизм: грани и судьбы: Ученые записки НИУЛ КИПР ТвГУ. — Тверь, 2006.
  • «Ион» Августа Вильгельма Шлегеля: к проблеме интерпретации античного сюжета //Русско-зарубежные литературные связи: межвузовский сборник научных трудов.– Н. Новгород, НГПУ, 2006.
  • Синтез мифа и трагедии как романтический поиск гармонии// Романтизм: грани и судьбы: Ученые записки НИУЛ КИПР ТвГУ.- Тверь, ТвГУ 2006.– Вып. 6.
  • Античные образы в поэзии Ф. Геббеля // Сборник материалов XIX Пуришевских чтений, Москва: МПГУ, 2007.
  • Трансформация мифа о Нибелунгах в литературных интерпретациях XIX-XX вв. // Сборник материалов IV съезда Российского союза германистов.– Нальчик, 2007.
  • Персонификация Аполлона и его функции в романе Мэри Рено «Маска Аполлона» // Сб. материалов V Поволжского научно-методического семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла. Н. Новгород, ННГУ, 2007
  • Георг  Бюхнер и Альфред  де Мюссе: к проблеме творческой переклички // Мир романтизма: Материалы международной научной конференции, Тверь: Твер.гос.ун-т, 2008.– Т.13 (37).
  • Идея «трагедии о русской смуте» Фридриха  Шиллера  в контексте диалога эпох // Вестник гуманитарного института ТГУ. Спецвыпуск. Материалы международной научной конференции «Диалог между Россией и Германией: филологические и социокультурные аспекты», Тольятти: Тольяттинский  ГУ, 2010
  • Макродиалог эпох в микродиалоге жанров (на материале драматургии Фридриха Геббеля // Диалог культур – культура диалога: материалы международной  науч.-практич. конф.– Кострома, Дармштадт, 2010.
  • Предметный мир в комедиях Альфреда де Мюссе (глава в коллективной монографии) // Французский акцент в мировой культуре: коллективная монография.– Иваново: Изд-во «Ивановский госуниверситет», 2010.
  • «Оссиановские мотивы» в живописи  Каспара Давида Фридриха// Материалы Международной научной конференции РОПРЯЛ.– Н. Новгород: ННГУ, 2010.
  • Философская  амбивалентность  образов  трагедии  Фридриха  Геббеля  «Нибелунги» (глава в коллективной монографии)// Коллективная монография  «Немецкоязычное наследие в мировой культуре», посвященная юбилею Ю.Л. Цветкова – Иваново,2011
  • Русская тема в немецкой драматургии XIX  века// Сборник материалов X Международной  недели «Диалог культур – культура диалога», Кострома, Дармштадт, Минск, Могилёв и др., 2011.
  • Традиции фьяб Карло Гоцци в драматургии Людвига Тика// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.– Н. Новгород: ННГУ, 2011. Выпуск 6 (2)
  • Сюжет  о Нибелунгах: интерпретации 20-начала 21 века// Современная российская и немецкая драма и театр: сборник статей и материалов международной научной конференции.– Казань: РИЦ, 2011.
  • Тетралогия Рихарда Вагнера «Кольцо Нибелунга» в интерпретационном аспекте// Художественный текст: современные интерпретации: сборник научных трудов. Калининград, 2011
  • Античный код в мифопоэтической системе Фридриха Гёльдерлина// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.– Н. Новгород: ННГУ, 2012, Выпуск 1(2).
  •  Дон Жуан и Фауст:  эксперимент Кристиана Дитриха Граббе // Образ Фауста в контексте мировой художественной культуры.XXV Пуришевские чтения. Москва, 2013.
  •  Жанровый синтез в драматургии Фридриха Геббеля (к  200-летию писателя) // Российский гуманитарный журнал. Liberal Arts in Russia. – Изд-во: Социально-гуманитарное знание, 2013 т.2, №2.
  • Онтологический  и антропологический аспекты  концепции женских образов  в драматургии Фридриха Геббеля // Między tradycją a nowoczesnością. Tożsamość kobiety w przestrzeni domu, w historii, kulturze i na drogach emancypacji. Opole, 2013.
  • The principle of double idealization of antiquity in Georg Büchner’s drama «Danton’s Death» (Принцип двойной идеализации античности в драме Георга Бюхнера «Смерть Дантона») // Российский гуманитарный журнал. Liberal Arts in Russica. ¬– Изд-во: Социально-гуманитарное знание. Т. 3. № 1. 2014.
  • Меньщикова М.К., Шарыпина Т.А., Полуяхтова И.К. Миф и литературное европейское сознание XIX–XX вв. (проблемы мифопоэтики и мифотворчества в трудах нижегородских учёных) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. № 4(32). 2014.
  • Жанровый код мистерии в немецкой драме 19 века. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 2(3). 2014.
  •  Драматургия Георга Бюхнера на театральной сцене // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.– Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет. № 1. 2015.
  • Специфика жанра исторической трагедии в немецкой литературе 30-70 гг. XIX века // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.– Н. Новгород: ННГУ. № 2(2). 2015.
  • Трансформация символики света и тьмы в немецкой трагедии 30-70 гг. XIX века (на примере драматических интерпретаций сюжета о Нибелунгах) // Conversatoria Litteraria. Siedlce-Bańska Bystrica.. Т. 9. 2015.
  • Античная история и национальный миф в трагедиях Кристиана Дитриха Граббе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 6. 2015.
  •  Немецкая драматургия 30-70 гг. XIX века в современных театральных интерпретациях // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. № 1. 2016.
  •  Национальный миф в немецкой драматургии 30–70 гг. XIX века // Российский гуманитарный журнал. Т. 5. № 1. 2016.
  • Трилогия Карла Иммермана «Алексей»: русская история в немецкой интерпретации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. № 3. 2016.
  • Историческое событие и историческая личность в контексте утопического / антиутопического дискурса (на материале немецкой драматургии 30-70 гг. XIX века) // COLLOQUIA LITTERARIA SEDLCENSIA, red. tomu Ewa Kozak, Ludmiła Mnich, Siedlce 2016. Т. XXIII. 2016.
  •  Система жанров в немецкой драматургии 30-70 гг. XIX века // Античность-Современность (вопросы филологии). Донецк: Изд-во ДонНУ. № 5. 2017.
  • Шарыпина Т.А., Козак Э., Меньщикова М.К., Мних Л., Ковтун Е. Национальные мифы в литературе и культуре. Монография под редакцией Эвы Козак и Петра-Павла Репчинского. Естественно-гуманитарный университет в г. Седльце, Институт неофилологии и междисциплинарных исследований, Познанское общество друзей науки, Философский факультет университета им. Матея Бела в Банской Быстрице. Седльце (Польша),  2017.
  • Философский дискурс немецкой драматургии 30-70 гг. XIX века // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. № 3 (23). 2018.
  • «KÜNSTLERDRAMA» в немецкой литературе 30-70 гг. XIX века // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. № 1 (178). 2019.
  •   Жанровые доминанты немецкой драматургии 30-70 гг. XIX века в философско-эстетическом контексте эпохи: монография. Н.Новгород: Издательство ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2019. 277 с.
  • Шарыпина Т.А., Меньщикова М.К., Королева О.А., Наумчик О.С., Полуяхтова И.К. Миф и игра в европейском общественном сознании ХХ–начала ХХI вв. Коллективная монография.. Н.Новгород: – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020.
  • Шарыпина Т.А., Меньщикова М.К. Литературный канон в контексте межкультурной коммуникации // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Т. 43. № 1. 2021.
Основные из опубликованных учебно-методических работ
  • Римские авторы и основы литературного перевода: методические разработки и хрестоматия.– Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2008.
  • Литература и культура  древних цивилизаций:  электронное учебно-методическое пособие.– Н.Новгород, 2012.
  • История зарубежной литературы XIX века. Часть 1. Романтизм: методические разработки и рекомендации. Электронное издание. Н. Новгород, 2012.
  • Меньщикова М.К., Королева О.А., Нефедова Е.Г. Латинский язык. Практикум. Н.Новгород: Издательство ННГУ. 2014.
  • Меньщикова М.К., Наумчик О.С. Древние цивилизации. Идентификационный номер в системе Moodle сайта ННГУ: 590Е.14.09. Н.Новгород: Издательство ННГУ. 2014.
  • Меньщикова М.К., Королева О.А., Наумчик О.С. История зарубежной литературы. Часть 5. Вторая половина XIX в. Реализм. Идентификационный номер в системе Moodle сайта ННГУ 591Е.15.09. Н.Новгород: Издательство ННГУ. 2015.
  • Полуяхтова И.К., Шарыпина Т.А., Кобленкова Д.В., Новикова В.Г., Меньщикова М.К., Наумчик О.С., Маслов А.Н., Автаева Н.О. Европейская литература и проблема интеграции искусств (междисциплинарный курс). Н.Новгород: Издательство ННГУ. 2015.
  • Меньщикова М.К., Колесников А.Ю., Шарыпина Т.А., Учебно-методическое пособие по курсу «История мировой (зарубежной) литературы XIX – рубежа XIX–XX веков». Н.Новгород: Издательство ННГУ. 2019.
Повышение квалификации, стажировки
  • 2012,  2013, 2015, 2016, 2017, 2018, 2020 — Открытые Всероссийские курсы повышения квалификации  для преподавателей основ европейской культуры (Классические языки (латинский и древнегреческий) и античная культура). (Кафедра классической филологии МГУ им. М.В. Ломоносова).
  • 2017 г. – Дополнительная профессиональная программа «Электронная информационно-образовательная среда вуза» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского).
  • 2018 г. – Дополнительная профессиональная программа «Современные методы в филологии» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского).
  • 2018 г. Дополнительная профессиональная программа «Создание онлайн-курсов» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского).
  • 2019 г. Дополнительная профессиональная программа «Дисциплины античного цикла в системе современного учебного процесса» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского).
  • 2019 г. Дополнительная профессиональная программа «Национально-культурные коды европейской литературы в диахроническом аспекте» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского).
  • 2020 г.  Дополнительная профессиональная программа Дополнительная профессиональная программа «Формирование национальных литературных конструктов в контексте межкультурной коммуникации» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского).
  • 2021 г. Дополнительная профессиональная программа «Преподавание дисциплин античного цикла в системе гуманитарного и медицинского образования» (ННГУ им. Н.И. Лобачевского).
Дополнительная информация М. К. Меньщикова родилась 12 мая 1981 года в городе Горьком. В 1998 году поступила на дневное отделение филологического факультета ННГУ им. Н. И. Лобачевского, в 2003 году окончила университет и получила диплом с отличием. Окончила очное отделение аспирантуры ННГУ. В 2006 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Поэтика трагедии Фридриха Геббеля «Нибелунги» (Специфика конфликта и система образов)». Научный руководитель — д.ф.н. проф. Т.А. Шарыпина. В 2019 году защитила докторскую диссертацию на тему «Жанровые доминанты немецкой драматургии 30-70 гг. XIX века в философско-эстетическом  контексте эпохи» (научный консультант – д.ф.н., проф. Т.А. Шарыпина). Специальность 10.01.03 — литература народов стран зарубежья (немецкая). Меньщикова М. К. является членом оргкомитета Поволжского семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла; международной конференции «Национальные коды в европейской литературе ХIХ—ХХI веков». Входит в состав ученого совета и диссертационного совета Института филологии и журналистики, является членом Российского союза германистов и членом Российской ассоциации преподавателей древних языков (отделения общеевропейской ассоциации преподавателей древних языков — Euroclassica), входит в научное общество Hebbel-Gesellschaft (Wesselburen, Германия).

Старший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории «Изучение национально-культурных кодов русской идентичности в контексте европейской ментальности на рубеже XX-XXI вв.» при кафедре зарубежной литературе Института филологии и журналистики.

Награды:

Почётная грамота Министерства образования Нижегородской области.

Благодарственное письмо  ректора ННГУ.

Благодарственное письмо Министерства образования Нижегородской области за значительный вклад в организацию и проведение Всероссийской олимпиады школьников и активную работу с одаренными детьми.